Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 18:30

МБОУ "Основная общеобразовательная школа №21"

               
                                                                                                                                                 Городская среда 
Год педагога и наставника
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Активизация познавательной деятельности

Активизация познавательной
деятельности обучающихся на уроках
математики с использованием
межпредметных связей
 
 
Составитель:
Белова Наталья Викторовна 
учитель математики
2 категория
 
 
 
Осинники
2008
 


Введение 
Жизнь современного человека невозможна без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи Интернета, потому что мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации. Но и сегодня, как и несколько столетий назад, одной из основных потребностей человека была потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому основная задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать школьникам знания, накопленные человечеством в разных областях жизни, но и развивать внутренний мир личности ребенка, воспитывать его характер, формировать мировоззрение. Выпускник школы должен не только много знать, но и быть подготовлен к жизни и труд в современном обществе.
       Зеньковский В.В. писал: «…современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления её. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных «парадоксов» современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитие ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум  и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие». Поэтому современному педагогу необходимо уделять большое внимание и развитию личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, отводя особую роль включению школьников в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом.
Учителя должны помочь раскрыться душе ребенка для эмоционального, духовного - нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.
         Поскольку все отрасли современной науки связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения наук в школе.
Установление межпредметных связей в школьном курсе математики способствует более глубокому усвоению знаний, развитию логического мышления и творческих способностей, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации. Элементы краеведения, экологические задачи практического содержания на уроках математики положительно влияют на развитие интереса к предметам, способствуют формированию мотивации учения, что является одной из центральных проблем современной школы.
       Актуальность формирования мотивации обучения обусловлена обновлением содержания обучения, развитием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Таким образом, задача современной школы состоит не только в передаче знаний, накопленных человечеством, но и в профессиональном умении каждого учителя понять душу ученика, его интересы, возможности, способности, сформировать мотивацию обучения, желание самостоятельного приобретения знаний, осознание учащимися важности практического применения полученных знаний в разных сферах деятельности.      
 
Цель системы работы: 
Реализация прикладной направленности обучения с использованием идеи математического моделирования.
 
Задачи системы работы: 
*  Вовлечь каждого ученика, по мере его способностей в процесс познания.
*  Прививать интерес учащихся к предмету.
*  Развивать навыки сотрудничества между учащимися и учителем.
*  Развивать творческие способности учащихся.
   
Описание системы работы 
      Концепция моей работы складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии математики, рациональном сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим, экологическим материалом, прикладными задачами (Приложение 4, Приложение 7).
      В своей системе работы я стараюсь включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей учащихся. Организация деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, в которой ученик постоянно получает дозированную помощь в самостоятельной работе.  
     Важным условием успешной реализации деятельностного подхода в условиях классно-урочной формы обучения является обеспечение постоянно действующей  обратной связи. Это значит, что на вопрос, заданный классу, должны ответить (или, по крайней мере, попытаться ответить) все ученики класса. Более того, каждый ответ должен быть оценён, т.е. каждый ученик должен узнать, верно или неверно он ответил. В своей работе я использую сигнальные карты – деревянные линейки, покрашенные на «не рабочей» стороне двумя цветами. Одна её часть зелёным цветом, другая – красным. Ребятам даётся задание и некоторое время для его выполнения, затем спрашиваю у одного ученика, что он получил. Услышав ответ, все остальные одновременно сигнализируют о своем отношении: получен такой же ответ – линейка повернута к учителю зелёным концом, получен иной ответ – красным. Если вижу у всех согласие, говорю: «Молодцы! Все ответили на вопрос верно!», - каждый, имея на то полное основание, относит похвалу лично к себе. Если же мнения учеников разделились, то называю правильный ответ, либо организую обсуждение. Средства обратной связи позволяют проверить готовность учеников к изучению нового материала и ликвидировать пробелы.
       При проверке готовности к изучению материала очередного параграфа использую математический диктант  (Приложение 1). Каждый ученик получает листок размером в половинку тетрадного листка. Он перегибается пополам. На верхней и на нижней частях листка пишется одно и то же: фамилия, номера заданий. Выполнив задание 1, ученик записывает ответ и в верхней, и в нижней частях листка. То же самое проделывается со всеми остальными ответами. Как только звучит: «Диктант окончен», ученики сдают учителю один экземпляр работы. И сразу же начинается проверка. Предлагаю кому-нибудь из учеников прочитать ответ первого задания. Не зависимо от того, правильно ли назван ответ, он записывается на доске. Все остальные линеечками сигнализуют, согласны ли они с записанным ответом. Если все выполнили задание правильно, хвалю всех. Каждому, кто выполнил задание верно, предлагаю поставить левее номера задания знак «+». Если появились разночтения, говорю правильный ответ и объясняю почему. Всем, кто ошибся, предлагаю поставить левее номера задания знак «-». Если за диктант будут выставлены оценки в журнал, то предлагаю ученикам оценить свои работы по нормам, которые указываю. Если было 5 заданий, то число плюсов и есть отметка. Если же, заданий было больше, то сообщаю шкалу оценок.
     В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником и учебной литературой. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чём я вообще не говорила на уроке.
     На уроках решения задач учащиеся работают парами. В начале урока дети получают одинаковые для всех задания. Сразу указываю, что именно надо решить, чтобы получить отметки «3», «4», «5». Ребятам предлагаю не слишком большие задания. На первых уроках решения задач использую инструкцию о порядке работы.
1.   Задачу старайся решить самостоятельно: если не получается – обратись за помощью к соседу;
2.   Решив задачу, проверь, правильно ли её решил сосед;
3. По очереди рассказывайте друг другу правила, которыми пришлось пользоваться при решении задач: «проверяющему» желательно следить за ответом товарища по учебнику;
4.  Если задача не выходит у обоих, попробуйте вместе найти нужное правило в учебнике; в случае неудачи обратитесь к учителю или начните решать следующую задачу.
К концу урока работу каждого ученика оцениваю, сверив полученные ответы с правильными. Те ученики, которые получили хорошие и отличные отметки, становятся помощниками учителя и помогают проверять пары.
          На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребовательности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Первую половину урока, на котором будет проведена самостоятельная работа, посвящаю решению задач, аналогичных первым четырём задачам самостоятельной работы. Самостоятельная работа обычно рассчитана на 15-20 минут. Провожу в два варианта, предлагаю 6 заданий. Четыре из них – совсем простые, заимствованные из «обязательных результатов» обучения. Их выполнение – свидетельство того, что дети материал усвоили не ниже, чем на «удовлетворительно». Самостоятельные работы проверяю после урока, оценки объявляю на следующем уроке.
        Большое внимание уделяю решению задач различными способами. В пятом классе учу детей задавать вопросы к задаче и находить на них ответ. Выполнять чертежи, записывать краткие условия к задаче, писать пояснение. В шестом классе оформлять условие с помощью таблицы, составлять пропорции, уравнения. При решении алгебраических задач чётко прослеживаются такие этапы решения, как составления уравнения – математической модели задачи; решение этого уравнения; фиксирование ответов на вопросы задачи ( Приложение 7, Приложение 8). Первым шагом составления уравнения является обозначение неизвестной величины буквой. Вторым шагом – «перевод» содержащейся в задаче информации с языка русского на язык математический. При решении текстовых арифметических задач в 5-6 классах использую деятельностный подход. Вначале изображаю каждую новую порцию информации отдельным отрезком, а затем, когда этот способ фиксирования информации будет усвоен учащимися, перехожу к записи информации в виде числовых или буквенных выражений. Отрезки, с помощью которых осуществляется моделирование условия арифметической текстовой задачи, располагаю так, чтобы их длины было удобно сравнивать. По ходу чтения задачи откладываю от одной и той же вертикальной линии горизонтальные отрезки, с помощью которых фиксируется содержание информации. Использую этот подход сначала при решении логических задач. Особое место среди арифметических задач занимают задачи на дроби и на проценты. Существует три задачи «на дроби», в которых надо найти:
 1)   указанную часть (дробь) данного числа;
 2)   число, если известна какая-либо часть (дробь) этого числа;
 3)   часть (дробь), которую составляет одно число от другого.
Все три задачи удобно решать, выполняя следующие три шага.
Первый шаг. Выполнение рисунка.( Приложение 6)
На рисунке:
1)  изображается произвольный единичный отрезок числовой прямой;
2)  ниже числовой прямой отмечаются те известные или неизвестные дроби, о которых говорится в условии задачи;
3) выше числовой прямой отмечаются те известные или неизвестные числа,  которые соответствуют отмеченным дробям.
Второй шаг. Находится величина, которая приходится на одну часть единичного отрезка.
Третий шаг. Находится искомая величина. Записывается ответ.
Существует три задачи на проценты:
1)  установить, сколько процентов составляет число a от числа b;
2)  найти указанный процент числа a;
3)  найти число b, если известен какой-либо его процент.
Для решения первой задачи на проценты достаточно просто воспользоваться определением.
Вторая и третья задачи на проценты решаются точно так же, как соответствующие задачи на дроби.
Первым шагом решения является выполнение рисунка. На рисунке:
1)  изображается произвольный единичный отрезок числовой прямой;
2) ниже числовой прямой отмечаются те проценты, о которых говорится в условии задачи (число 1 это то же самое, что 100%);
3)  выше числовой прямой отмечаются те известные или неизвестные числа,  которые соответствуют отмеченным процентам.
Вторым шагом решения является отыскание величины, которая приходится на один процент.
Третьим шагом решения является нахождение искомой величины. Записывается ответ.
К решению задач на дроби и проценты возвращаюсь в ходе изучения пропорции.
    Большое значение для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости имеет учёт индивидуальных особенностей учащихся, изучение состояния знаний каждого из них. В своей работе использую дифференцированный подход, разноуровневый дидактический материал, а также уроки - «водопады», когда на доске записываются примеры, а ученики один за другим быстро решают и сдают. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Даю творческие домашние задания: сочинить сказку, составить кроссворд, задачу практического содержания. На уроках в 5-6 классах использую элементы игры, путешествия, соревнования (Приложение 3) . Одним из методов обучения, которые,  я использую, являются тесты, они содействуют развитию математического мышления учащихся, т. е. выполняют развивающую функцию, готовят обучающихся к итоговой аттестации.
Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности.
И эти трудности преодолеваю, но не только с помощью дополнительных занятий после основных уроков, а с помощью введения в урок игровых моментов.
Сухомлинский писал, что именно в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
 
 
 
Заключение
          Новизна  моей работы заключается в использовании на уроках математики вопросов экологии, материалов краеведения для конструирования и решения задач, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.
Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики с использованием межпредметных связей. Перед собой я поставила задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Я считаю, что «здание» математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.
        Образовательные и воспитательные задачи обучения математики я стараюсь решать комплексно: с учётом возрастных особенностей учащихся на базе краеведческого материала, прикладных задач, межпредметных связей. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.
        Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор рациональной системы, методов и приёмов обучения способствует достижению стабильных результатов обучения.
        Краеведение… Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.
       Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае.
 
 
 
Литература
 1.     Волович М. Б. Как успешно обучать математики  // Математика: приложение к газете «Первое сентября». – 1997:
Статья 1.  Есть свет в конце тоннеля! - № 3. – С. 1-2;
Статья 2 используйте в повседневной работе теорию Гальперина! - № 6.  - С. 1-2;
Статья 3. Как обеспечить эффективное усвоение. - № 8. - С. 1-2;
Статья 4. Как обеспечить эффективное усвоение формулировок и теорем.  - № 10. - С. 1-2;
Статья 5. Как учить решению задач и доказательству теорем. - № 12. - С. 1-2;
Статья 6. Как учить решению арифметических и алгебраических задач. №14. – С. 1-2.
2.    
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024