Урок русского языка
3 класс
Школа № 21
Шлейнинг И.В.
2009-2010 уч.г.
Тема: Род имён существительных
Цели: 1. Познакомить с приёмами распознавания рода имён суще-
ствительных.
2. Развивать фонематический слух, словарный запас, умения
делать выводы, сравнивать, обобщать.
3.
Воспитывать любовь к русскому языку, родному краю.
I Минутка чистописания
ии ил
- Какие соединения?
- Напишите до конца строки,
чередуя соединения
II Словарная работа
На доске ребус:
К
- Какое слово спряталось?
- Рыбак – в каком числе стоит?
- Поставьте слово в форму множественного числа.
- Запишем транскрипцию этого слова.
(Дети называют звук, дают ему характеристику, затем считают слоги, звуки, буквы)
III Новая тема
А) Актуализация знаний
- Какой частью речи является слово «рыбак»?
- На какие вопросы отвечает имя сущ-ное?
- В чём разница между вопросами?
(кто – одушевлённые предметы, что – неодуш.)
- Что может обозначать существительное?
(предметы, явления природы, события, состояние человека)
Б) Объявление темы урока
- Мы уже знаем, что существительные изменяются по числам.
- Сегодня на уроке будем учиться определять род имён существительных.
В) Чтение сказки о родах сущ-ных
- Послушайте сказку:
«Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
А вот он «секрет».
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило – твоё!
На доске висит таблица по определению рода имён сущ-ных.
- Род будем обозначать так: м.р, ж.р, ср.р
Г) Игра «Ну-ка, отгадай».
(В коробке находятся предметы: груша, зеркало, мандарин, тетрадь, карандаш, ручка, яблоко, строгалка, варежки)
Показываю по очереди предметы, дети называют его, подставляют нужное местоимение, определяют род. Варежки показываю в последнюю очередь:
- Как определить род? Что нужно сделать? (проблемный момент)
- Верно, нужно убрать одну варежку, изменить форму числа и определить род.
IV. Группирование слов по родам.
(С обратной стороны доски слова на карточках: завтрак, лагерь, облако, Кандалеп, деревня, солнце, Шушталеп, лестница, Тайлеп, зеркало, машина, веселье).
На доске:
М. р. |
Ж. р. |
Ср. р |
- Снимаете слово, читаете, определяете род и прикрепляете в нужную группу.
(После окончания работы)
- Какие слова написаны с большой буквы?
- Почему? (имена собственные)
- Верно, эти названия придумали шорцы – коренные жители нашего края. Послушайте историческую справку.
(Один ученик выходит и читает):
-В далёкие времена, коренным жителям – шорцам, приходилось защищаться от набегов воинственных кочевников, орды которых грабили и уничтожали всё на своём пути. О том, в каких условиях шло освоение нашего края, говорят названия рек и посёлков, окружающих Осинники. Ведь Кандалеп в переводе с шорского – Кровавый бой, Тайлеп – Ночной бой, Шушталеп – Жестокий бой.
V. Физминутка.
- А теперь поиграем и отдохнём!
- Я читаю существительные, а вы, если это сущ-ное м.р. должны поднять руки вверх, если ж.р. – руки вперёд, а ср.р. – присесть.
(Картина, веселье, грусть, окно, дождь, солнце, погода, потолок, облако, деревня, полотенце, тетрадь, зеркало)
VI. Закрепление.
- А теперь самостоятельная работа по группам. (дифференцированный подход)
(Раздаю разноуровневые карточки для самостоятельной работы)
1гр. – сильные:
- Выписать из предложений существительные и определить их род:
Миша наблюдал за рекой из окна дома. Яркое солнце освещало деревья на поляне.
2гр. – слабые:
- Списать существительные и определить их род:
Миша, река, окно, дом, солнце, дерево, поляна
(Затем открываю обратную сторону доски с правильно выполненным заданием)
- Каждый проверяет свою работу и оценивает себя по данным критериям.
(На доске пишу критерии отметок)
VII. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Как определить род имён существительных?